Рабочая программа по ВУД "Квиллинг" для 2 класса
Лихограй Зинаида Сергеевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ школы 600 Санкт-Петербурга
учитель начальных классов,
ГБОУ школы 600 Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Квиллинг» составлена на основе методических рекомендаций программы внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М. Рогозиной: Москва, Академкнига/учебник 2012 г, в соответствии с концепцией комплекта «Перспективная начальная школа».
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В программе учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В программе учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Актуальность
Рабочая программа внеурочной деятельности «Квиллинг» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа внеурочной деятельности предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
«Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа внеурочной деятельности построена «от простого к сложному». Тематика занятий организуется с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Программа внеурочной деятельности «Квиллинг» - предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления и назначение. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Цели и задачи
Целями внеурочной деятельности являются:
- развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
- формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, конструкторско – технологических, коммуникативных;
- создание условий для овладения обучающимися различными приёмами в технике «квиллинг», как художественного способа конструирования из бумаги;
- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи программы:
- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами «квиллинга», с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д; обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «квиллинга»;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- воспитывать интерес к искусству «квиллинга»;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Место проведения занятий
Программа рассчитана для обучения вторых классов, 1 час в неделю (34 часа). Количество обучающихся в группе – 10-15 человек.
Внеурочная образовательная программа «Квилинг» разработана для обучения младших школьников первых и вторых классов, которая реализуется во второй половине дня и способствует общекультурному развитию личности. Данная программа разработана в рамках ФГОС НОО.
Рекомендуется проводить занятия в учебном кабинете, где следует создать наиболее комфортную атмосферу для выполнения творческой деятельности.
Формы проведения внеурочной деятельности
Формы организации деятельности фронтальные, групповые, коллективные, индивидуальные, парные. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Виды деятельности: игра, беседа, конструирование из бумаги, исследование объекта, наблюдение, работа по схеме, коллективные разработки, самостоятельные работы, просмотр презентаций.
Формы отслеживания результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания творческих заданий. Результат работы – составление альбома лучших работ, проведение тематических выставок в классе, в школе.
Планируемые результаты
В результате прохождения программы внеурочной деятельности, учащиеся четвёртых классов достигнут следующих умений:
Личностные планируемые результаты будут развивать следующие умения:
Коммуникативные УУД:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Квиллинг» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа внеурочной деятельности предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
«Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа внеурочной деятельности построена «от простого к сложному». Тематика занятий организуется с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Программа внеурочной деятельности «Квиллинг» - предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления и назначение. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Цели и задачи
Целями внеурочной деятельности являются:
- развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
- формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, конструкторско – технологических, коммуникативных;
- создание условий для овладения обучающимися различными приёмами в технике «квиллинг», как художественного способа конструирования из бумаги;
- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи программы:
- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами «квиллинга», с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д; обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «квиллинга»;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- воспитывать интерес к искусству «квиллинга»;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Место проведения занятий
Программа рассчитана для обучения вторых классов, 1 час в неделю (34 часа). Количество обучающихся в группе – 10-15 человек.
Внеурочная образовательная программа «Квилинг» разработана для обучения младших школьников первых и вторых классов, которая реализуется во второй половине дня и способствует общекультурному развитию личности. Данная программа разработана в рамках ФГОС НОО.
Рекомендуется проводить занятия в учебном кабинете, где следует создать наиболее комфортную атмосферу для выполнения творческой деятельности.
Формы проведения внеурочной деятельности
Формы организации деятельности фронтальные, групповые, коллективные, индивидуальные, парные. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Виды деятельности: игра, беседа, конструирование из бумаги, исследование объекта, наблюдение, работа по схеме, коллективные разработки, самостоятельные работы, просмотр презентаций.
Формы отслеживания результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания творческих заданий. Результат работы – составление альбома лучших работ, проведение тематических выставок в классе, в школе.
Планируемые результаты
В результате прохождения программы внеурочной деятельности, учащиеся четвёртых классов достигнут следующих умений:
Первый | Второй | Третий |
Приобретение школьником социальных знаний (знакомство с декоративно-прикладным искусством и основными его видами). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта | Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками в процессе выполнения творческой деятельности (на уровне класса, школы). | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия – самостоятельного изготовления творческих работ. Только в процессе самореализации и самовыражения ученик может себя гражданином, деятелем. |
Личностные планируемые результаты будут развивать следующие умения:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения в школе;
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;
- осознание своей эстетической принадлежности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- эстетические чувства – доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять общую цель и пути её достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- вести устный диалог;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, схема, инструкционная карта, презентация);
- передача информации;
- анализ, синтез, сравнение, сериация, установление аналогий, установление причинно-следственных связей;
- осуществление рефлексии способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- построение рассуждения, обобщение;
- моделирование и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
- Инструктаж по технике безопасности на занятиях
- Знакомство с бумагой
- История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга
- Правила работы с полосками для квиллинга. Первая группа основных форм
- Вторая группа базовых форм для квиллинга
- Третья группа базовых форм для квиллинга
- «Круглый» лист
- Творческое задание. Первый этап
- Изготовление цветка. Второй этап. Выставка работ
- Райское яблоко
- «Плотные» и «треугольные» элементы. Первый этап
- Добрый барашек. Второй этап
- Базовые формы. Часть первая
- Цветочная полянка. Часть вторая. Выставка работ
- Изготовление «овала», «плотных» и «закрытых» спиралей в технике квиллинг
- Бумажная ёлочка
- Открытка на день рождения. Первый этап
- Открытка на день рождения. Второй этап Выставка работ
- Валентинка. Первый этап.
- Валентинка. Второй этап. Выставка работ
- Изготовление форм в виде капли. Первый этап
- Бумажный зайка. Второй этап. Выставка работ
- Открытка на 8 марта. Первый этап
- Открытка на 8 марта. Второй этап. Выставка работ
- Крылья бабочки
- Поздравительная открытка. Выставка работ
- Творческое задание. Первый этап
- Весенняя пора. Второй этап. Выставка работ
- Изготовление форм «сердца» и «капель»
- Букет цветов. Выставка работ
- Весенние улитки. Первый этап
- Весенние улитки. Второй этап. Выставка работ
- Творческая работа
- Цветочная открытка. Выставка работ
Методическое обеспечение
1. Авторские методики и разработки:
- разработка тем программы;
- описание отдельных занятий
2. Учебно-иллюстративный материал:
- слайды, презентации по темам;
- видеоматериалы по темам;
- аудиоматериалы по темам;
- иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
- наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты)
3. Методические материалы:
- методическая литература для учителя;
4. Материалы по результатам освоения программы:
- перечень творческих достижений;
- фотографии творческой деятельности
5. Материально-техническое обеспечение:
- игровые средства обучения (игротека): наборы цветной и белой бумаги, картона, цветных карандашей, восковых мелков, красок.
- персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала.
Список использованных источников
1. Авторские методики и разработки:
- разработка тем программы;
- описание отдельных занятий
2. Учебно-иллюстративный материал:
- слайды, презентации по темам;
- видеоматериалы по темам;
- аудиоматериалы по темам;
- иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
- наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты)
3. Методические материалы:
- методическая литература для учителя;
4. Материалы по результатам освоения программы:
- перечень творческих достижений;
- фотографии творческой деятельности
5. Материально-техническое обеспечение:
- игровые средства обучения (игротека): наборы цветной и белой бумаги, картона, цветных карандашей, восковых мелков, красок.
- персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала.
Список использованных источников
- Т.М. Рогозиной Авторская рабочая программа «Город мастеров»: Москва, Академкнига/учебник 2012 г.
- В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объемного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.
- Н.Г. Пищиков. Работа с бумагой в нетрадиционной технике-2. Москва 2007 г.
- Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.
- Г.Н. Давыдова. Бумагопластика. Цветочные мотивы. Москва 2007 г.
- Ханна Линдт. Бумажная мозаика. М: Айрис-Пресс 2007 г.